Артос, антидор и просфора

Григорий Дьяченко (1850-1903), протоиерей, духовный писатель, катехизатор, публицист. Автор наиболее полного словаря церковнославянского языка.

«Историческая справка об антидоре»

«Но и уничтожив агапы, отцы Церкви желали, чтобы народ по окончании Литургии не расходился в свои дома без вкушения общей трапезы, а потому в подражание древним братолюбивым учреждениям христианским – в память древних братских трапез определили раздавать всем присутствующим, по окончании Литургии, нарочито оставленные для сего части хлеба, из которого на проскомидии изъята внутренность, называемая Агнцем, и принесена в бескровную жертву»

 

«Как появился артос?»

«На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого – как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что Апостолы оставляли за столом часть хлеба – долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней – и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой»

 

«Как появилась просфора?»

«Агапа, таким образом, воспроизводила Тайную Вечерю. Первоначальный характер агапы был строго религиозный: важнейшим моментом собрания было совершение Евхаристии. В то же время она символизировала собою социальное равенство всех членов общины и единение их во Христе. Более состоятельные заботились о пропитании для неимущих, но и бедняки вносили свою лепту, или труд в общую казну»

 

Ошибка в тексте