Крещенская вода — это вода, освященная в Крещенский Сочельник и в сам Праздник на Великом водосвятии. Часто крещенской называют воду, которую освятили именно 19 января, а воду, освященную накануне, называют богоявленской. На самом деле, вода в эти два дня освящается одним и тем же чином, обладает одними и теми же свойствами и иначе называется Великая Агиасма. «Агиасма» переводится с греческого языка как святыня.
Крещение и Богоявление — названия одного и того же праздника. Церковь вспоминает, как Христос принял Крещение от Иоанна Предтечи, и в этот момент была явлена Святая Троица: Сын Божий стоял в водах Иордана, Голос Бога Отца зазвучал с Небес, а Святой Дух сошел в виде голубя.
Праздник Крещения Господня также называется еще и Богоявление — отсюда два названия воды. Разницы нет.
Почему воду освящают два раза? На эту тему долгое время велись споры. Русская Церковь только в 1667 постановила освящать воду дважды — и в Сочельник Крещения (день накануне праздника), и в сам праздник Крещения. Два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям. Первая из них связана с раннехристианским обычаем крестить новообращенных накануне Крещения, в Навечерие праздника. Но впоследствии желающих стать христианами стало так много, что несколько дней в году для этого стало недостаточно. Крещения стали совершать и в другие даты. Обычай же освящать воду в Крещенский Сочельник сохранился.
Традиция освящать воду второй раз изначально касалась только Иерусалимской Церкви. Там был обычай выходить в день праздника на Иордан для водосвятия в память о крещении самого Спасителя. Оттуда обычай второго освящения воды постепенно распространился по всему христианскому миру.
Крещенскую воду можно набирать как 18 января, в Крещенский Сочельник, так и 19 января, в сам Праздник. Вода, освященная в Навечерие (канун) и в сам день Богоявления, имеет одну и ту же благодать.
Раздавать Агиасму верующим начинают после литургии и Великого освящения воды. Литургии служатся утром 18 января, утром 19 января (или ночью с 18-го на 19-ое). Также крещенскую воду раздают после Всенощного бдения 18-го вечером.
В больших храмах в крупных городах воду можно набрать в течение всего дня (и даже круглосуточно) 18 и 19 января. Но во время богослужений (литургий и всенощного бдения вечером 18 января) воду обычно не разливают. Лучше всего заранее уточнить, как будет организован процесс раздачи воды в храме, в который вы собираетесь.
Крещенская вода окутана сотнями мифов. Кто-то считает, что вода «сама собой» освящается даже в водопроводном кране; кто-то считает крещенскую воду более сильной, чем та, что освящается в Крещенский сочельник. И если с этими мифами человек, давно ходящий в храм, справляется легко, то вопрос, чем отличается крещенская вода от воды, освященной на молебне, для многих остается непонятным.
– Всё отличие в строке кондака праздника Крещения: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас». Агиасма – свет Самого Бога, на нас запечатленный. Подобного в течение года не повторится. Отсюда и вера некоторых наших прихожан, что водой крещенской даже причащаться можно, когда до храма добраться нельзя или срочно Божие благословение надобно. Вечерняя святая вода ничем не отличается от той, которую будут освящать в сам праздник Крещения Господня 19 января.
Советы фирмы ОБС (одна бабка сказала), что дома должна обязательно быть «богоявленская» (вечерняя) и «крещенская» (дневная) вода – суеверие. От того, сколько капель святой воды со священнического кропила попадет в вашу посудину, «качество святости» не зависит.
Вода, где не произносится священническая молитва (не служится), не освящается, поэтому в кранах, в колодцах, речках и водоемах даже в крещенскую ночь она остается просто водой.
Святая вода обязательно потеряет для тебя лично свои свойства, если ты не веришь во Христа и пользуешься ею как очередным магическим средством. Крещенская вода приносит духовное и телесное здоровье только по вере вашей!
– Это вода совершенно разного чина. Великая агиасма освящается только два раза в год: в Крещенский сочельник и в день Крещения. Оба раза чин освящения совершенно одинаковый – поэтому нет никакой разницы между водой, освященной накануне и в день праздника. Крещенская вода сама по себе является великой святыней. Это вода в том состоянии, в котором она была до грехопадения людей. А на молебне воду можно освящать каждый день, водосвятные молебны в храмах совершаются достаточно часто.
– Святость бывает различной. Имеет разную силу. Мы можем помазать лоб маслом, освященным у мощей праведника, а можем причаститься Тела и Крови Христовых – разница очевидна. Так и со святой водой. Последование освящения воды обычного молебна и Великого освящения воды на Крещение Господне отличаются. Различия есть и в молитвах, и в продолжительности чина, и в торжественности. Само то, что Великое освящение воды бывает всего два раза в году – 18 и 19 января, – говорит нам о более высоком положении именно крещенской воды. От греческой Церкви нам пришло название крещенской воды – великая агиасма – великая святыня. По древнему обычаю, крещенскую воду, подобно антидору и просфоре, пьют только натощак (по окончании праздника), освященную же на обычном водосвятном молебне – в любое время.
Особая святость великой агиасмы наиболее очевидно проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и не портится. Святитель Иоанн Златоуст говорил об этом так: «Христос крестился и освятил естество вод, и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне, целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной и после столького времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника» (37-я беседа на Крещение Господне).
– По сути ничем освященная на молебне от освященной в Богоявление не отличается. Один и тот же Дух освящает. Отличаются чины освящения воды. На Крещение чин дольше, торжественнее. В молитвах, в библейских чтениях чина более подчеркнуто богословие Богоявления. Есть и ветхозаветные тексты. Именно поэтому чин и называется Великое освящение воды. Этот чин совершается только два раза в год. На обычном водосвятном молебне чин короче. Но он совершается в храмах гораздо чаще. Например, когда святая вода в храме закончилась.
– Когда освящается крещенская вода, то священниками читаются особые молитвы, особые прошения. На воде – особая благодать, потому что в этот день Господь Иисус освятил воду Своим пришествием к реке Иордан. Великая агиасма – это святая вода по своей сути. Это великая благодать Божия. Но крещенской воды не хватает на весь год, и было решено малым чином освящать воду. В некоторых храмах малое освящение воды проходит регулярно, может быть, раз в неделю, по нуждам и требам прихожан.
Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме — воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище.
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
Нельзя забывать, что освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия и которая требует к себе благоговейного отношения.
Святую воду принято употреблять с молитвой: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».
Хотя и желательно — из благоговения к святыне — принимать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией — при недугах или нападениях злых сил — пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.
Протоиерей Александр Ильяшенко
Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в доме у каждого православного христианина. Святую крещенскую воду принято употреблять утром натощак вместе с просфорой после молитвенного правила с благоговением, как святыню.
Святитель Лука Крымский советовал: «Пейте святую воду, как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Это говорю не только, как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине».
Преподобный Серафим Вырицкий советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Болящим преп. Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Он говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, – нет.
Важно помнить, что святая вода не является панацеей от болезней, потому что действие освященной воды обусловлено благодатью Божьей, а не самой водой. Неразумно отказываться о приеме жизненно важных препаратов и лечиться только святой водой и маслом, помня о предупреждении Христа: «не искушай Господа Бога твоего».
В Православной Церкви святая вода имеет самое широкое применение, как источник Божией благодати в таинственном освящении всех и всего. Так, новорожденные младенцы (или некрещенные возрастные) через крещение в воде освобождаются от первородного греха и соединяются со Христом, становясь новой тварью. Умирает человек, останки его и последнее обиталище – гроб, кропятся святой водой в напутствие в вечность, как и место упокоения – кладбище.
Отправляется кто в путешествие, благословляется он окроплением святой водою. Перед начатием учения отроков окропляют святой водой. И основание дома, и само жилище человека непременно освящается святой водой. В церкви все имеющее священное употребление, обязательно освящается через кропление святой водою, как и сам храм при основании, при завершении строительства его и постоянно в нарочитые дни и праздники года.
Так, в храме освящается святой водой все принадлежащее алтарю и служителям алтаря – престол, жертвенник, антиминс, служебные сосуды, кресты, Евангелия, одежды алтарные, облачения священнослужителей и т.д. Освящаются также все священные предметы – иконы, кресты, хоругви, ковчежцы, колокола и прочее.
Протопресвитер Валерий Лукьянов
Каждый верующий человек имеет дома святую воду. Это или Богоявленская (Крещенская) святая вода, или святая вода малого освящения. Крещенская вода потребляется внутрь в небольшом количестве (достаточно одной чайной ложки), строго натощак, утром, с молитвой «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». В случае болезни можно сделать исключение и принимать Богоявленскую воду по мере необходимости. Так же можно поступить и при внезапно наступившем болезненном состоянии. Богоявленская вода обладает огромной целительной силой. Известно много случаев, когда буквально несколько капель этой воды, влитые в рот больного без сознания, приводили его в чувство и изменяли ход болезни. Следует помнить, что целебные свойства святой воды вызваны действием Божией благодати и тем более оказывают нам помощь, чем сильнее наша вера.
Воду, которая освящена на малом водосвятии, можно потреблять внутрь, если человек болен, в любое время, в небольшом количестве, желательно перед едой. Ее можно добавлять и в питие, смачивать ею больные места, кропить себя, свои вещи, палату, больничную койку, приносимую пищу, лекарства.
Еще несколько советов: при головных или иных болях можно приложить к больному месту ткань, смоченную Крещенской водой. Если не дают спать плохие сны или мучает бессонница, также можно выпить немного Крещенской воды.
Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,— имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».
Чудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божия и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. «Род лукавый и прелюбодейный, — говорил Спаситель о своих неверующих современниках, — ищет знамения; и знамение не дастся ему».
Чтобы святая вода принесла нам пользу, будем заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и поступков.
В течение всего дня при желании употребить алкоголь, страждущему рекомендуется выпивать святой воды с молитвой. Из книги священника Константина Пархоменко: Вспомнил курьезную историю про одного своего прихожанина – бывшего пьяницу. Встречаю его в храме с кучей пластиковых бутылок для воды. Улыбается: «Батюшка, я уже полгода не пью». Я: «И как это вам удается? – «Я выполняю, батюшка, ваш совет. Вы мне сказали, что если нет сил, как тянет выпить, надо помолиться и выпить святой воды. Вот я так и делаю. Захочется водки – я стаканчик святой воды. Еще захочется, я опять стаканчик или два. Так стаканов девять выпью – и у меня пропадает всякое желание пить водку».
С одной стороны, можно, потому что ну какой же может быть вред человеку оттого, что он попьет святой воды, или помажется маслицем, или употребит просфору? Но только нужно задумываться, с какой стороны это может быть ему полезно. Если это некоторое приближение человека к церковной ограде, если он, еще не решаясь креститься, скажем, быв в прошлом воинствующим атеистом, теперь, по молитвам своей жены, матери, дочери или кого-нибудь еще из близких, уже не отвергает хотя бы этих внешних знаков церковности, то это добро и педагогически это будет подводить его к более существенному в нашей вере – к поклонению Богу в духе и истине (Ин.4:23).
А если же таковые действия воспринимаются как своеобразного рода магия, как некое «церковное лекарство», но при этом человек вовсе не стремится к тому, чтобы воцерковиться, чтобы стать православным христианином, только успокаивает себя, что вот я нечто такое совершаю и это послужит каким-то оберегом, то такого рода сознание провоцировать не нужно. Вот исходя из этих двух возможностей, решайте применительно к каждой конкретной ситуации, нужно или не нужно предлагать кому-либо из ваших близких церковные святыни.
Пить святую воду не натощак можно. Но стоит все же помнить по возможности о благочестивой традиции употреблять ее до еды. Два дня в году – в канун праздника и в сам день Крещения (18 и 19 января) – святую воду все пьют без ограничения в любое время суток.
При этом неправильно отказываться от святой воды, когда есть нужда ее выпить (в болезни, при каком-то душевном или духовном недуге, при тяжелых жизненных обстоятельствах), только потому, что уже поел в этот день. В Богослужебном Уставе даже специально уточняется, что те, кто отказывается от святой воды лишь по той причине, что уже «вкусили пищу», неправы.
Тем не менее, нужно понимать, что святую воду мы пьем не для утоления физической жажды. Мы соприкасаемся со святыней, хранящей в себе благодать Божью, способной помочь нам утолить нашу духовную жажду.
Это ошибочное мнение о возможности замены Причастия крещенской водой с артосом (или антидором) возникло, возможно, из-за того, что людям, которые имеют канонические или иные препятствия к Причащению Святых Таин, разрешается для утешения употреблять крещенскую воду с антидором. Однако это нельзя понимать как равнозначную замену. Причастие ничем заменить нельзя.
Хотя святая вода остается свежей долгое время, и крещенскую воду верующие хранят обычно целый год, а бывает, и несколько лет, случается все же, что она становится непригодной для употребления. Но если приходится выливать святую воду, то нужно найти непопираемое (по которому не ходят) чистое место.
В раковину выливать святую воду нельзя. Это святыня – и даже если она потеряла свою свежесть, ее нельзя выливать в канализацию, куда сливают всякие нечистоты. Всегда можно найти чистое место, более подходящее для того, чтобы вылить святую воду. Святую воду можно вылить в так называемое непопираемое место, где святыню не будут топтать ногами: в водоем с проточной водой или в цветочные горшки. Можно вылить святую воду также под дерево, возле ствола которого никто не ходит и не бегают собаки.
Однажды, лет 15 назад, меня пригласили на освящение квартиры. Заранее убедившись в наличии дома святой воды, которая понадобится для освящения, на месте я попросил хозяйку принести её. Она принесла стеклянную бутылку с водой и не без гордости сказала, что это крещенская вода, которую её мама набрала аж целых 32 года назад. Вода была кристально чистой, без постороннего запаха и вкуса. Я, конечно, знал, что крещенская вода может храниться годами, но впервые видел воду, которая хранилась столь длительное время. Подивившись такому чуду, принял его для себя на заметку и рассказывал о нём при случае – вот ведь как долго может храниться и не портиться крещенская вода.
Действительно, храниться она может долго, но возникает вопрос – зачем её столько хранить? Ведь святыня, которой, без всякого сомнения, является крещенская вода, дается человеку для того, чтобы ей пользоваться – вкушать по утрам с просфорой, окроплять дом и т.д. Иначе получается какое-то странное собирательство святынь. Причем это касается не только святой воды. Чего только порой не увидишь в домах православных христиан: комнаты, полностью увешанные иконами; земелька и камушки с могил святых и подвижников благочестия; давно засохшая «троичная» трава и цветы; охапки верб, собранные за несколько лет; пакеты и банки с неимоверным количеством сухих просфор; подписанные бутылки с крещенской водой, набранной в разные годы; свечи, купленные в разных храмах и монастырях; прочие «святыньки» привезенные из паломничеств и т.д. Разглядывая все эти «залежи», приходишь к выводу – человек либо просто коллекционирует святыни, либо берет явно больше, чем ему надо. Ни то, ни другое духовной пользы не приносит.
Итак, святая вода дается человеку для пользования, а не для созерцания. Но что делать, если крещенская вода испортилась? Если не стояла она на полке 32 года, её пили по утрам и даже дом кропили, а она вдруг испортилась. Затухла, зацвела. Первое, что нужно помнить – никакой паники и переживаний! Не надо искать в этом мистику или какие-то знаки. Так поступают только люди суеверные, которым свойственно везде видеть приметы, предзнаменования, они пытаются толковать самые банальные и ничего не значащие события и происшествия, простые житейские ситуации в их понимании обретают совсем непростые смыслы. Относительно испорченной святой воды тоже есть суеверие – в доме, где это произошло, будут ссоры, скандалы, неприятности. И они непременно будут, если верить в это, поддаваться суетной, пустой вере. Суеверия сильно усложняют жизнь. Православные христиане не должны поддаваться такому пустоверию. Воспринимать то, что святая вода испортилась, нужно спокойно, не окрашивая это событие эмоционально, не искать знаков.
Естественных причин, по которым вода испортилась, множество. Распространенная ошибка большинства людей – они приравнивают визуальную чистоту воды к идеальному её составу. Но это далеко не так. То, что из крана идет прозрачная вода без неприятного запаха, вовсе не означает, что в ней нет никаких примесей, взвесей, органических соединений и т.д. Святая вода, набранная в храме, тоже не является дистиллированной H2O, и в ней могут содержаться, например, споры фитопланктона, которые можно разглядеть только под микроскопом. Бурное размножение водорослей вызывает цветение воды. Если бутылка с водой стоит на окне, или другом месте, куда попадают прямые солнечные лучи, то это только убыстрит процесс цветения воды. Развитие в воде различных бактерий может вызвать неприятный запах, в закрытой бутылке этот процесс также происходит, и результат многим знаком – откроешь бутылку, а оттуда запах в нос бьет. Также вода может испортиться, если набрать её в нечистую посуду.
Перечислять все возможные причины естественной порчи святой воды не имеет смысла, их много. Главное, что надо понимать – освящение не меняет химический состав воды, не фильтрует её, не очищает, она по своему составу остается такой же. Но освящение придает ей особые, благодатные свойства освящать и исцелять. По вере человека даже не чистая, но освященная вода, может стать настоящим лекарством. Целительные свойства крещенской воды хорошо известны на опыте многих поколений христиан. Об этом говорят и врачи. Так, святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий), не только любимый многими святой, но и известный хирург, автор фундаментального труда «Очерки гнойной хирургии», давал такой совет: «Пейте святую воду как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Говорю не только как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине».
Святая вода – это ещё и средство освящения нашего человеческого естества. С верой и благоговением принимаемая святая вода поддерживает душевные и телесные силы человека. Поэтому рекомендуют ежедневно употреблять крещенскую воду. Вопреки расхожему мнению, её можно пить не только утром натощак, но и в течение всего дня. Это прописано в Типиконе: «Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет её по причине вкушения пищи».
Если святая вода стала непригодной для питья, то это не значит, что она потеряла свои благодатные свойства. Ей можно окропить жилище, домочадцев, машину и т.д. Совершенно испорченную и непригодную для употребления святую воду можно вылить под дерево, на травку, в цветы, в землю, в любом чистом, непопираемом (там, где не ходят) месте, где нет мусора. Дома можно вылить её в горшок с цветами. Но ни в коем случае не в раковину, не в канализацию, чтобы святыня не смешалась с нечистотами.
Хранить святую воду стоит в стеклянной или керамической посуде, не выставляя под открытые солнечные лучи. Пластиковых бутылок лучше избегать, т.к. большинство бутылок из-под газировки или чистой бутилированной воды – одноразовые, не предполагающие повторного использования, тем более длительного хранения в них воды.
Сжигание пластиковых бутылок ни в коем случае не желательно, так как при этом образуются диоксиды и другие крайне вредные для всего живого и, в первую очередь, для человека вещества.
Такую посуду следует выбрасывать в специальные контейнеры для сбора мусора. Чтобы частицы освященной воды, оставшиеся на стенках бутылки, не были осквернены соседством с мусором, следует предварительно ополоснуть сосуд чистой не освященной водой, которую можно выпить или вылить в «непопираемое» место.
Пустую бутылку из под лампадного масла можно просто выбросить. Если на ней этикетка с изображением креста или иконы – этикетку следует отделить и сжечь. Еще один вариант – вымыть бутылочку, слить воду в непопираемое место, а саму тару сдать в переработку. Наконец, покупая такое масло в церковной лавке, можно поинтересоваться, нельзя ли потом принести ее в храм для утилизации.
Утилизация предметов, соприкасавшихся со святыней — довольно непростой процесс.
«Вещи, которые использовались для хранения святынь и пришли в негодность, правильнее всего сжечь, а пепел выбросить в текущую воду или в землю. В то место, которое не смогут осквернить ни люди, ни животных. Такой способ утилизации предметов, соприкасавшихся со святынями, вероятнее всего, восходит ветхозаветному методу уничтожения остатков мяса жертвенных животных (см. Лев. 7, 17). В Священном Писании огонь служит, как средством очищения, например, от инфекций (см. Лев. 13,52), так и способом окончательного уничтожения, в основном, различных зданий (напр. Суд. 9,52)», — таким образом я отвечал на похожий вопрос, только речь шла о сосудах, в которых хранилась святая вода.
Если бутылка пластиковая, лучше сжечь её вместе с этикеткой, а пепел выбросить в реку или закопать в месте, где не ходят ни люди, ни животные. Если бутылка стеклянная — можно использовать её под лампадное масло для домашних лампад или под новую порцию освящённого масла.
Саму бутылку с этикеткой, конечно, тоже можно выбросить в реку или закопать в месте, где не ходят ни люди, ни животные, но это сделать сложнее, поскольку стекло в воде может стать опасным, а найти место для закапывания бутылки несколько сложнее, да и для экологии это не очень хорошо.
Впредь, приобретая подобные святыни, поинтересуйтесь у сотрудников церковной лавки, возможно ли им вернуть использованную тару. В некоторых храмах принимают подобные предметы для благочестивой утилизации.
Умываться святой водой – то есть набрать немного в ладонь и протереть лицо – можно. Но не нужно умываться святой водой, как будто бы это вода в умывальнике, разбрызгивать ее во все стороны и выливать излишки в раковину. Это святыня, и отношение к ней должно быть бережное.
Умываться святой водой нужно не для того, чтобы, например, «снять порчу» (как иногда думают люди), а чтобы соприкоснуться с дарованным нам источником Божьей благодати.
Умывать ребенка святой водой можно, аккуратно растерев небольшое количество у него по лицу. Но делать это нужно не «от сглаза», как иногда думают родители, а с верой, что святая вода дает нам возможность соприкоснуться с Божьей благодатью.
Мыться святой водой совершенно незачем. Это святыня, и отношение к ней должно быть бережное. Святую воду пьют, ей окропляют людей, животных, жилище, предметы, можно ею помазаться, но мыться святой водой не нужно. Святая вода — источник Божьей благодати. Но от использования большего ее количества благодати не прибавится. Достаточно и одной капли, если вера человека крепка.
Добавлять святую воду в чай нельзя. Святая вода – это не пищевая или вкусовая добавка, не гомеопатическое лекарство. Это святыня. Пить ее надо не между делом, а хотя бы коротко обратившись к Богу, с молитвой, с верой в то, что в Сам Святой Дух соприкоснулся с этой водой и в ней сохранилась Божья благодать.
И готовить на святой воде нельзя. Это святыня, и отношение к ней должно быть благоговейное. Христиане верят, что во время водосвятия Сам Господь благословляет воду, сообщая ей Свою благодать. И странно из такого Божьего дара варить суп.
Нет. Так как требуется пить святую воду с верой и благоговением, что крайне маловероятно в случае употребления ее животными. Из молитв на освящение воды: «…соделай, чтобы она [вода] силою, действием и благодатию Пресвятого Духа, явилась для всех с верою пьющих ее, принимающих и окроплящихся ею рабов Твоих грехов прощением, освобождением от страстей, избавлением от всякого зла, умножением добродетелей, исцелением болезней…».
Естественно, совсем другой смысл видится в окроплении святой водой домашних животных. В прежние времена было принято окроплять скотину от мора во время эпидемий. Например, «Чин молитвенный во время губительнаго мора скотов» указывает: «Подобает ведати, яко на всяк день сицевым скотом недужным, в воде егда напояют я, от воды священныя влияти потреба, и сено кропити, и соль благословенную подати». Очевидно, что речь здесь шла, в первую очередь, о помощи их христолюбивым хозяевам, ибо скот кормил их семьи.
Запивать таблетки святой водой можно, но подумав для чего мы это делаем. Святая вода – это дар Божий, и чтобы принять ее, нужно хотя бы на минуту отвлечься от повседневной суеты, обратиться к Богу, почувствовать Его присутствие в нашей жизни.
Иногда верующие запивают таблетки святой водой, когда не хотят нарушать евхаристический пост перед причастием, но имеют необходимость выпить лекарство. Иногда — надеясь на божью помощь в выздоровлении. Но ни в коем случае нельзя запивать таблетки святой водой в надежде, что она усилит их действие. Святая вода – это не «церковное лекарство», это святыня.
По благоговению к церковной святыне женщины воздерживаются от принятия просфоры и святой воды в дни месячных очищений. Впрочем, сделанное это по несознательности не является грехом, требующим пространного повествования на исповеди. Но если уж как-то вы смутились этим, то для того, чтобы сердце было спокойно, подходя к кресту и Евангелию, кратко об этом все же лучше упомянуть.
Пить святую воду во время месячных можно. По благочестивой традиции женщины во время менструации не подходят к Причастию, но нет никаких запретов на принятие в эти дни святой воды и просфоры.
Святую воду разрешается пить даже людям, за какие-то очень серьезные грехи временно отлученным от Святых Тела и Крови Христовых. А месячные – это естественный процесс в организме женщины, и никакой ее вины в нем нет, а потому тем более нет причины не пить святую воду во время «критических» дней.
«Сделать» святую воду в домашних условиях невозможно. Святая вода – это вода, которая освящена по установленному чину священником. Водосвятие бывает великое и малое. Великое совершается лишь дважды в году в храме (иногда на водоеме) – в Крещенский сочельник (18 января) и в сам день Богоявления (19 января). Молебны с малым водосвятием могут совершаться почти в любой день года и не только в храме, но и в других подходящих местах, когда того требуют обстоятельства. То есть по какой-то причине молебен может проходить в доме христианина, но совершать освящение во время него будет священник, а делать святой обычную воду по молитвам верующих будет Сам Господь Бог.
Освящение квартиры (дома) – это треба, который совершает священник по специальному чину благословения жилища. Он произносит особые молитвы, призывающие Божье благословение на всех живущих в этом доме. Затем священник с молитвой окропляет дом святой водой и наносит освященным елеем кресты на стенах дома. Освящают квартиру один раз (за исключением особых случаев).
Так что самостоятельно без священника освятить квартиру не получится, но просто покропить святой водой свое жилье – можно. Существует даже традиция так делать, принося в праздник Крещения из храма святую воду домой. При этом можно читать следующую молитву:
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, пречестный и животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой честный на прогнание всякаго супостата. О пречестный и животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.
или тропарь празднику:
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/ Троическое явися поклонение:/ Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голубине/ извествоваше словесе утверждение./ Явлейся, Христе Боже,/ и мир просвещей, слава Тебе.
Освятить крестик святой водой можно и нужно. Обычно освящение совершает священник во время водосвятного молебна по особому чину.
В основном, крестики в церковных лавках уже освящены. Освящать нужно крестики, найденные, купленные в светских магазинах и сделанные на заказ. Тогда нужно обратиться к священнику также для того, чтобы уточнить, соответствует ли приобретенный крестик по православным канонам.
Если нет никакой возможности попросить священника в храме освятить крестик, то можно самостоятельно покропить его святой водой с молитвой на освящение всякой вещи:
Создателю и Содетелю человеческаго рода, Дателю благодати духовныя, Подателю вечнаго спасения, Сам, Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию (крест сей), яко да вооружена силою небеснаго заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.
(И кропить вещь святой водой трижды).
Перевод: Создатель и Устроитель человеческого рода, дарующий духовную благодать и подающий вечное спасение! Ты Сам, Господи, пошли Твоего Святого Духа с небесным благословением на эту вещь, чтобы для желающих ее употреблять она, вооруженная силой небесной защиты послужила для телесного и духовного спасения, защиты и помощи во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.