Домашний иконостас

Николай Евграфович Пестов (1892-1982), богослов, историк православной Церкви, доктор химических наук, профессор, кавалер ордена Ленина.

«Святой уголок в доме: образы и святыни»

«Чем больше в наших комнатах хороших икон, священных изображений и картин, портретов духовных лиц, снимков с церквей, монастырей и т. п., тем полезнее будет для нашей души, тем легче ей будет бороться со своей нечистотой, легче подавлять страсти, искушения и соблазны, легче уноситься душой ввысь, легче за видимым миром видеть свет горнего мира»

 

В чем разница между православной иконой и картиной?

«Троица» Андрея Рублева и «Христос в Гефсиманском саду» Николая Ге, штампованные бумажные иконки и простенькие иллюстрации в детских изданиях Библии, и даже граффити на стенах домов… В чем принципиальная разница между иконой и произведением светского художника?

Икона — будь то старинная фреска или работа современного мастера — всегда написана по четким изобразительным канонам.

Если изучить свод «иконописных правил» подробно, можно узнать много интересного: например, что цвет одежд Христа на иконах — пурпурный с синим, а нимб вокруг Его главы особый — крестчатый. Или то, что, в отличие от картины и фотографии, мы видим предметы на иконе не в прямой, а в обратной перспективе.

Даже те, кто с этими канонами не знаком, чаще всего смогут отличить икону от картины — чисто интуитивно.

Глядя на картину, мы видим личность художника, его эмоции — душевную скорбь о крестных страданиях Христа, гнев на Его гонителей, ликование от воскресения. Картина может быть красива, даже гениальна, может волновать наше сердце, но на молитву мы встаем перед иконой. Икона бесстрастна — мысли и чувства иконописца остаются за ее рамками, а его талант служит одной главной цели — общению с Богом и преображению души человека.

Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»

 

Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов.

Икона, как мы уже упоминали, – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, вне господствующих вкусов, она – символ инобытия в нашем мире.

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.

Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона – творение соборное; иконописание – не самовыражение, а служение и аскетическое делание.

Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть сугубо индивидуальными или выражать характерные умонастроения своего времени.

Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты.

Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть даже человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа.

Подобные фотографии конечно нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон.

Раньше, наряду с молельными иконами – священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме, повествовали о предметах серьезных.

В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержатся необходимые указания по поводу праздничных и постных дней.

А вот саму репродукцию по окончании года можно наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас.

С.В. Алексеев

В каком месте лучше всего размещать домашний иконостас?

Что касается места для икон, на Руси издавна считалось, что икона должна находиться напротив входа, освящая всю жизнь в доме. Не всегда получается следовать этой традиции. Главное, чтобы иконы стояли там, где человеку удобно молиться.

Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»

 

В свободном и доступном месте. Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни. Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.

«И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (Быт. 2:8). «Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога» (Вар. 4:36). «И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку» (Иез. 11:1). «…ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:27).

Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища.

С.В. Алексеев

 

Наши предки выбирали для расположения икон наиболее просматриваемое в доме место и называли его «красным углом». Там же помещались предметы, имеющие отношение к церковным праздникам — пасхальное яичко, веточка вербы с Прощеного воскресенья, веточка березы с праздника Святой Троицы.

Домашний иконостас находился на восточной стороне. Это место было самым светлым, так как угол дома, где располагались иконы был оборудован двумя стенами с окнами. В настоящее время при устройстве домашнего иконостаса не всегда удается расположить иконы на восточной стороне комнаты. Поэтому можно использовать любую стену вашего дома.

При этом важно предусмотреть свободный доступ к иконостасу, чтобы при молитве не чувствовалось тесноты и неудобства.

Выбирая место для домашнего иконостаса, проследите, чтобы:

  • — Иконы не соседствовали с бытовой техникой, предметами декоративного убранства,
  • — С книгами, содержание которых противоречит православному вероучению.
  • — Изображения святых, их фотопортреты также следует поместить в другом месте.

По давно существующей традиции домашний иконостас украшают лишь вышитыми полотенцами, а рядом с иконами могут находиться церковные свечи, лампадки и освященные масла. Лампадки зажигают во время молитвы, а также по воскресеньям и большим церковным праздникам.

Правмир.ру

В каком месте не принято размещать иконы в доме?

Иконы не принято размещать в бане, ванной комнате или уборной. В кладовке, чулане или в крытом дворе дома им тоже не место. Не стоит размещать иконы рядом с телевизором или на стене за ним. Все же молитва и просмотр телевизора это разные действия и если между местом молитвы и местом развлечений будет разделение — хорошо.

Иконы нужны не для антуража. Если вы не планируете молиться перед иконами, не стоит их вешать в доме. Лучше сначала стать христианином, воцерковиться и лишь тогда повесить икону для регулярной перед ней молитвы.

Протоиерей Андрей Ефанов

Какие иконы нужно ставить в домашний иконостас?

Во-первых, домашний иконостас должен быть христоцентричным, в нем прежде всего должен присутствовать образ Христа. Отдельной иконой или в составе богородичного образа.

Во-вторых, икон в иконостасе не должно быть очень много. Молитва — это разговор, обращение человека к Богу, напрямую или через святых заступников. Для сосредоточенной молитвы лучше не распылять внимание и не витать в облаках. Одного или нескольких образов для этого вполне достаточно. Это может быть почитаемая икона Божией Матери, образы святых, имена которых носят члены семьи.

Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»

 

Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери.

Изображения Господа Иисуса Христа как свидетельства Боговоплощения и Спасения рода человеческого и Богородицы как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христиане.

Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя. Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги.

Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме.

Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия».

Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи.

Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.

В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.

Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла.

Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.

Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.

Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом.

С.В. Алексеев

В какой последовательности размещать иконы в домашнем иконостасе?

Есть ли на этот счет строгие уставные требования?

В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами.

Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.

Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов.

Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе).

При подборе икон следите за тем, чтобы они были единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.

С.В. Алексеев

Уместно ли размещать в иконостасе репродукции канонических икон?

По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писаную, но плохого качества.

Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения.

А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.

С.В. Алексеев

Допустимо ли в домашнем иконостасе размещать портреты и фотографии?

Нехорошо рядом с иконами или даже вместе с ними размещать фотографии родственников, чтимых подвижников, даже прижизненные портреты святых. Икона — окно в потусторонний, духовный мир а портреты и фотографиями таковыми не являются. Молиться же перед прижизненными портретами — неправильная духовная практика.

Не стоит размещать у себя иконы святых, которым вы не собираетесь молиться. Вряд ли человек будет держать в семейном альбоме портрет незнакомого человека. Не всех святых мы почитаем одинаково. Так зачем размещать икону святого, которого мы не почитаем, жития которого не знаем и молиться которому не собираемся у себя в молитвенном уголке.

Протоиерей Андрей Ефанов

Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.

Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.

В наше время этого делать, конечно, не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например, на кладбище или под деревом в саду.

Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать.

С.В. Алексеев

Ошибка в тексте