ВЫПЕЧКА — АРТОС, АНТИДОР, ПРОСФОРА

Каково назначение артоса и когда его можно вкушать?

Артос — это особая большая просфора с изображением Воскресения Христова или Креста. Однако в отличие от обычной просфоры она приготовляется только раз в год и имеет иное назначение, чем просфора на Проскомидии перед Литургией.

Артос хранится верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Его, как и всякую святыню, вкушают натощак. В священнической молитве над артосом в Светлую субботу христиане слышат: «Яко да вси вкушающие от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся».

По этой причине артос принято употреблять в особых случаях, при немощах душевных и телесных, а также при душевной скорби и унынии, в воспоминание Светлой Христовой Пасхи и радости Воскресения Господа.

Обычай приготовлять артос восходит к самим апостолам. Ученики Спасителя в память о том, что Христос многократно являлся им по Своем Воскресении, стали оставлять во время трапезы незанятым место своего Учителя и полагать там часть хлеба — как бы для Самого Господа, незримо присутствующего среди них. Именно по этой причине в дни Светлой седмицы артос находится на самом видном месте в храме, перед открытыми Царскими вратами — в напоминание об истинности Воскресения Христова и о пребывании Его с апостолами.

Источник

Как пекут и когда раздают артос?

Как правило, артосы начинаю выпекать в дни Великого поста или незадолго до его начала. Это зависит, в первую очередь, от их необходимого количества. В приходских храмах, где выпекают небольшое количество хлебов, вполне управляются за неделю до Пасхи; в больших монастырях, где счет идет на тысячи, делать это начинают задолго до Великого поста.

При этом сам процесс выпекания артосов, по сути своей мало чем отличается от выпечки обычных просфор, и, может, не столько сложен, сколько трудоемок. Достаточно сказать, что только сама выпечка продолжается более четырех часов. А ведь еще надо подготовить тесто, остудить выпеченные артосы…

Полный технологический цикл выпекания артосов длится без малого двадцать четыре часа. А выпекают артосы в… обычных алюминиевых кастрюлях, обмазанных изнутри воском. Готовность выпеченного хлеба определяют по цвету. Тело артоса должно иметь цвет человеческого тела, то есть практически белый с легким желтоватым оттенком.

Готовые артосы убирают в специально отведенное место, где они и лежат до Пасхи. Правильно испеченный артос при правильном хранении может храниться несколько месяцев, ничуть не теряя своих качеств.

И вот, наконец, светлый праздник Воскресения Христова. На Пасхальном богослужении после Литургии артос выносят в храм и устанавливают перед Царскими вратами. Совершается чин освящения артоса. Священник читает подобающие торжественному моменту молитвы и окропляет артос святой водой.

Освященный артос, положенный на специальном столике перед Царскими вратами мы и видим всю светлую седмицу. Каждый день, после Литургии, с артосом совершается крестный ход вокруг храма, и после этого он снова водворяется на свое место.

Когда раздают артос?

Ну а в светлую субботу, опять же после Литургии совершается последний крестный ход, и священник совершает чин раздробления артоса. Батюшка читает специальную заамвонную молитву и копием разрезает тело артоса на небольшие кусочки.

На больших приходах, где на праздничную службу приходит очень много народу, артосы, а их бывает очень много, начинают дробить уже в пятницу, иначе в субботу можно просто не успеть одарить всех желающих святым хлебом.

Получив благословение от батюшки, где-нибудь в самом спокойном уголке храма собираются бабушки и с Божией помощью, под пение молитв совершают они это почти что таинство, чтобы утром следующего дня никто не остался обделенным.

Артос считается наряду со святой водой одной из святынь православной церкви, и, так же как и святая вода, обладает особыми свойствами. В Православной церкви артос используют для подкрепления телесных и душевных сил.

При этом артос, как любая святыня, требует к себе трепетного отношения — при небрежном к нему отношении он, как и обычный хлеб, может заплесневеть. Для длительного хранения его обычно разделяют на мелкие кусочки и, высушив их, хранят в стеклянной таре. Употребляют его натощак, как правило, запивая святой водой.

Источник

Может ли принятие артоса с богоявленской водой в случае смертной опасности заменить Причастие?

Ни в коем случае нельзя придавать артосу такого значения, которого он не имеет. Некоторые в случае смертной опасности дают больному кусочек артоса с богоявленской водой и думают, что это равноценно причащению больного Святых Таин Тела и Крови Христовых. Это большое заблуждение. Никакая святыня не может сравняться по силе спасающей благодати со Святым Телом и Пречистою Кровию Христовыми.

Конечно, больному можно дать частицу освященного артоса, но это его не освободит от грехов и не соединит со Христом, как в Таинстве Святого Причащения. Артос, как и святая богоявленская вода, с верою и благоговением принятые больным, могут облегчить его телесные страдания, успокоить его душу, но не могут иметь спасительного действия. Так и сказано в молитве на раздробление артоса: «Благослови (Господи) хлеб сeй, чтобы все вкушaющие от него, телeсного и душeвного благословeния и здрaвия сподобились».

Епископ Серафим Шарапов 

Что такое антидор, как его правильно хранить и употреблять?

Слово «антидор» греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «анти» и «ди орон». «Анти» переводится на русский язык как «вместо», «ди орон» – «дар». То есть буквальный перевод слова – «вместодарие».

Что это обозначает? Мы знаем, что в проскомидии используются пять просфор. Если можно так выразиться, одна из них лучшая и главная. Она называется агничной. Из нее определенным образом с определенными молитвословиями священник вырезает агнец – сердцевину просфоры с печатью вверху в виде креста. Данная вырезанная просфора имеет трапециевидную форму. Позже на Литургии благодатью Святого Духа она пресуществится в Тело Христово.

Обрезки-остатки же этой просфоры, которые не вошли в агнец, в сущности и называются антидором. Он является также великой святыней. Святитель Симеон Солунский о нем писал: «Антидор есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб, как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их».

Другими словами, он является святыней потому, что участвовал в одном из главных священнодействий Православной Церкви – заготовлении Агнца для Тела Христового.
Антидором же он начал называться из следующих литургических и исторических предпосылок…

В древности во времена первых христиан верующие причащались практически на каждой Литургии. Позднейшая практика свидетельствует о том, что люди стали причащаться гораздо реже.

Времена Церкви I века – особый период в истории христианства – период святости, период огромных благодатных даров Святого Духа, период святых мучеников.

Позже верующие стали причащаться в четыре великих годовых поста и по мере внутренней необходимости, но не на каждой Божественной литургии. Но чтобы не лишить их святыни и, так сказать, момента соприкосновения с Телом и Кровью Христовыми, часто практически в каждом храме после отпуста Литургии выносится блюдо с порезанным на кусочки антидором, который раздается верующим.

Отсюда и название – «антидор», то есть вкушение вместо Тела и Крови Христовых для тех, кто по каким-то причинам не причащался во время святой Евхаристии.

Следует знать, что антидор – не Тело и Кровь Христовы. Поэтому, кроме молитвы на принятие святой воды и просфоры, для его вкушения не нужно читать каких-либо определенных молитв. Только потреблять антидор, так же, как просфору и святую воду, нужно натощак и благоговейно, помня, что это святыня. Ведь антидор участвовал в проскомидии и из него заготавливался агнец для Тела Христового.

Дорогие братья и сестры, если вы берете антидор и просфоры домой (а это очень даже хорошо), по опыту говорю: старайтесь их сразу, пока они еще не засохли, порезать на мелкие кусочки и хорошенько высушить, чтобы они не зацвели. К тому же мелкими кусочками со святой водичкой вам будет удобнее их потреблять. Нужно также понимать, что просфорочки – это святыня, крошки также нельзя ронять на пол, есть их небрежно или как простой хлеб.

Крошечки же из просфор или просфоры, которые зацвели, следует выбрасывать в проточную воду – реку или море. В небрежном обращении со святыньками также нужно исповедоваться.
Среди верующих существует очень хорошая и благочестивая традиция – после утренних молитв каждый день натощак вкушать святую воду и просфору (антидор, артос). Мне кажется, таким образом мы получаем благодатную помощь Святого Духа в наступающем дне и соприкасаемся с той пасхальной радостью, которой пронизана каждая Божественная литургия. Ее дарами как раз и есть просфора, артос и антидор.

Иерей Андрей Чиженко

Для чего нужна «запивка» после Причастия и обязательно ли ее принимать?

Практика запивать Святые Дары после причащения — одна из древних в Церкви. Она связана с пониманием того, что Святое Причастие есть великая святыня, данная Богом. Приняв Святые Дары и отходя от Чаши, мы должны всячески быть к себе внимательными и не отвечать на всевозможные поздравления с принятием Святого Причастия, чтобы случайно не обронить святыню. Нужно молча подойти к столику, где стоит «запивка», съесть кусочек просфоры и запить теплой водой (иногда в нее добавляется немного вина). Это необходимо, чтобы во рту не осталось случайно и малейшей частицы Тела и Крови Христовых. Вдруг чихнем или кашлянем — и частица выпадет. Этого не должно случиться. Поэтому «запивка» и поставляется в храме — для причастников, а не для уставших и проголодавшихся прихожан.

Помните, как Христос повелел апостолам собрать в корзины остатки хлеба и рыбы после того, как накормил в пустыне множество людей? Чтобы ничего не пропало (Ин. 6, 12)… А здесь речь идет о Самом Хлебе Жизни… Поэтому следование такой традиции является проявлением не только благоговения христианина по отношению к Телу Христову, это еще и исполнение заповеди о бережливости — и о любви к Самому Заповедавшему ее – к Господу Иисусу Христу.

Священник Александр Станотин

Что принять сперва — запивку или антидор?

Мир вашему дому. В разных храмах разные требования к принятию после причастия запивки и антидора. Кто требует принять сначала антидор, потом запивку. Для себя я давно решила, после наставления в одном монастыре, сначала запивку, чтобы не остались во рту святые Дары, потом антидор. А маленькая внучка постоянно смущается от этих требований. Помогите, пожалуйста.

Ответ:

Разницы нет никакой вообще! Напомню, что в некоторых Поместных Православных Церквях вообще нет традиции принимать запивку и антидор после Причастия, и ничего страшного не происходит.

Вы правы в том, что смысл запивки и антидора в том, чтобы частички Даров не остались во рту. В каком порядке Вы будете их принимать — полностью на Ваше усмотрение. Мне лично кажется вполне логичным и обоснованным то, что посоветовал Вам настоятель монастыря: сперва немного запить запивкой, далее закусить антидором, который, говоря технически, может «собрать» оставшиеся во рту частички (если они там вообще остались), а дальше уже, например, употребить антидор оставшийся вместе с запивкой.

Но если человек решит сперва съесть кусочек антидора, а потом запить запивкой, эффект насчет частичек Даров, которые могли остаться во рту, будет ровно такой же.

Я бы сказал, что т.н. «требования» по части запивки и антидора — это попытки найти наиболее оптимальный вариант, но, как Вы можете видеть из ответа, любой вариант будет правильным, разумным и, что называется, «рабочим», так что внучка пусть не смущается и выберет для себя ту последовательность, которая наиболее удобной кажется именно ей. С Богом!

Протоиерей Андрей Ефанов

Что такое просфора, как правильно её хранить и употреблять?

Это слово обозначает в переводе с греческого языка «приношение». В собственном логическом смысле древней Церкви это всякое Литургийное приношение: хлеб, вино, вода, елей, свечи. Диаконы записывали имена жертвователей просфоры-приношения в специальный помянник и поминали их на Литургии. Позже словом «просфора» стал называться именно хлеб, предназначаемый для Евхаристии.

Почему именно хлеб? Потому что Господь Сам назвал Себя Хлебом. «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). И во время Тайной вечери именно хлеб Господь преломил, сказав: «Сие есть тело Мое, еже за вы даемо: сие творите в мое воспоминание» (Лк. 22:19).

Просфора – это круглый небольшой хлеб, состоящий из двух частей (символ двойной природы Христа – Божьей и человеческой). Хлеб обязательно дрожжевой или квасной – «живой». Вспомним евангельскую притчу о закваске (Мф. 13:33). Просфора печется обязательно из чистой пшеничной муки. Она также состоит из воды (можно крещенской) и соли. Вверху просфоры имеется печать. Чаще всего это крест и буквы «Ис.», «Хс.» – Иисус Христос и греческие «Ника» – «победа». Возможны на печатях также изображения Пресвятой Богородицы, святых.

Из просфоры с Христовой печатью вырезается Агнец, который на Литургии станет Телом Христовым, из остальных вынимаются частички с поминовением имен живых и усопших православных христиан. Просфоры по окончании Литургии выносятся из алтаря и раздаются верующим. Часто это делается в свечной лавке.

К просфоре нужно относиться как к святыне. Это не простой хлеб. Он участвовал в богослужении (Святое святых Православной Церкви) – Литургии.

Дома его следует хранить в специальном месте, можно возле икон, потреблять со святой водой только натощак со специальной молитвой: «Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь». Следует внимательно относиться к крошкам, стараться не сорить и не разбрасывать их. Заплесневелая просфора по обычаю утилизируется: выбрасывается в реку – в проточную воду.

По своему опыту скажу, что наиболее удобно хранить просфору следующим образом. Пока она свежая, разрезать ее на маленькие кусочки, положить их в полотняный мешочек, чтобы они высохли (можно и в полиэтиленовый, только не закрывать его, чтобы был доступ воздуха). Когда частички просохнут, их хранят хоть несколько лет. Маленькие кусочки удобнее вкушать. Кроме того, цельная просфора гораздо быстрее заплесневеет, потому что внутри ее сохраняется влага, которая может стать питательной средой для спор плесени.

Смысл просфоры подобен смыслу антидора. Он также является кусочками просфоры, из которой вырезали Агнец. Слово «антидор» в переводе с греческого обозначает «вместо причастия». Т. е. мы не можем каждодневно причащаться, но имеем возможность вкушать просфору и пить святую воду благоговейно как некий символ причастия. Не заменитель. Это не равнозначные вещи. Тело и Кровь Христовы неизмеримо выше. Но как символ Литургии, символ Святой Евхаристии, овеществленной памятью которой есть просфора, и, конечно же, при надлежащей вере, благоговении и страхе Божием просфора оживляет и поддерживает наши духовные и телесные силы.

Иерей Андрей Чиженко

Что делать с засохшей или заплесневелой просфорой?

Антидор, просфора и артос – особым образом освященный хлеб. Этим он отличается от пищи, которую в определенные праздники Церковь благословляет для вкушения: творожных пасох, куличей и яиц, начатков (первого урожая или сбора) меда, овощей и фруктов. Если остатки пасхальной трапезы или освященных на Преображение яблок можно утилизировать как обычную пищу, то к просфорам отношение должно быть особым.

Если просфора просто засохла, ее все еще можно употребить по назначению. Можно размочить в воде или обернуть влажной салфеткой минут на 10–15, чтобы она стала мягче. Также можно разделить ножом на мелкие кусочки.

Если просфора заплесневела, ее можно сжечь или закопать в непопираемом месте – в лесу, в парке, в огороде, в кашпо с домашним цветком. Иногда такие просфоры принимают на утилизацию храмы.

Конечно, лучше не допускать порчи святыни. Если хотите сохранить просфору про запас, лучше сразу нарезать ее на кусочки и высушить, или убрать в морозильную камеру.

Источник

Ошибка в тексте