Одно из имен Спасителя – Христос – в переводе с греческого означает «помазанник». Помазание человека елеем (растительным маслом) в древние времена свидетельствовало о его избрании на служение Богу, о причастности дарам Святого Духа. Так, Моисей помазал елеем Аарона и сыновей его, которых Бог определил ко священству (Исх. 40,15), Самуил помазал на царство Саула ( 1 Цар. 10, 1), Илия – Елисея на служение пророка (3Цар. 19,15).
После Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на новозаветную Церковь, елеопомазание стало достоянием всех ее членов. В наши дни оно совершается перед купелью крещения и во время всенощных бдений.
Крещальное помазание лба, груди, ушей, рук и ног имеет несколько смыслов. Во-первых, оно знаменует соединение со Христом, подобно соединению дикой ветви с плодоносной маслиной, во-вторых, говорит об умирании для греха, ибо раньше усопших намащали елеем; в-третьих, придает силы для дальнейшей борьбы с грехом по подобию античных борцов, перед схваткой мазавших тело. При этом действии священник произносит: «Помазуется раб Божий (имя) елеем радования, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь».
Елеопомазание за всенощным бдением накануне праздника бывает над всеми молящимися в храме как благословение, напутствие на дальнейшие подвиги. Оно творится с молитвенным призыванием того, кому совершается служба.
От простого елеопомазания необходимо отличать таинство Елеосвящения (Соборования), совершаемое над больными. Здесь елей освящается особой молитвой, тело страждущего помазуется семь раз.
И еще одно помазание в Церкви имеет силу таинства – помазание святым миром (Миропомазание), благовонным составом из множества веществ (елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и др.). Обилие составляющих – символ многоразличности христианских добродетелей. По Уставу, освящать миро должен епископ, в Русской Церкви это делает сам Патриарх. В храме святое миро храниться на Престоле алтаря.
Миропомазание бывает сразу после крещения. На лоб, глаза, ноздри, уста, грудь, руки и ноги новопросвещенного священник налагает капельку мира, произнося каждый раз: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Это таинство не повторяется, как и крещение.
Я купила Барградское приношение, которое состоит из святого мира и масла от мощей Чудотворца Николая. Что такое миро в данном случае? Знаю, что Миропомазание совершается один раз над человеком при Крещении. Краем уха слышала, что оно истекает от мощей святых. Но тогда зачем продают его мирянам, если помазает миром только священник при Крещении? Что мне делать с этим миром? Правда ли, что миро истекает из мощей святого? Освящается ли масло и миро и зачем?
Купила также масло, освященное от мощей св. великомученика Пантелеимона. Если я права, и оно течет из мощей святого, то, казалось бы, зачем его освящать? Объясните, пожалуйста, как его использовать.
Купила масло, освященное у Гроба Господня. Что это такое? Оно же не может истекать из Гроба Господня. Как его использовать?
Купила масло от иконы Песчанской в Измайлово. Это явление мне вовсе непонятно. Объясните, пожалуйста, это явление, и что делают верующие с этим маслом..
Мироточение, которое происходит от святых икон и мощей, — явление, которое в Православной Церкви происходило в разные века, происходит и ныне. Миро, истекающее от святынь, благоговейно собирается и хранится в благолепных сосудах рядом со святыми иконами. Масло (елей), освященное на Гробе Господнем и на мощах угодников Божиих, действительно может встретиться Вам в разных храмах и обителях. Миро и елей употребляются для помазания в случае недугов или каких-либо находящих на нас искушений, или просто по нашему желанию прибегнуть к святыне Божией. Можно взять ватку, намотать ее на палочку, обмакнуть в миро (или елей) и нарисовать крестик у себя на лбу или на какой-либо иной проблемной части тела. Можно елей вылить в лампадку. Если мы уверены, что это растительное масло, можно добавить его в пищу. Такое употребление его с верой при чтении молитвы Господней является обычаем хотя и достаточно своеобразным и не предписываемым нам церковными уставами, но не греховным.
Не следует путать миро, проистекающее от мощей и икон, и Святое Миро, которым помазывают христианина только епископ или священник в полном облачении один раз в жизни в Таинстве Миропомазания во время Крещения. В Синодальный период Русской Церкви Миро освящалось однажды в году в Москве или в Киеве. В настоящее время Миро освящается через год в Москве патриархом. Торжественное мироварение проводится на Страстной седмице по специальному чину.
Здравствуйте, батюшка! Сегодня была в часовне Ксении Петербургской на водосвятном молебне. Там я приобрела освящённый елей. Подскажите, пожалуйста, как правильно его применять. Заранее Вам благодарна!
Ответ:
Таким елеем можно крестообразно помазывать лоб себе и близким в случае болезни, сложной ситуации или просто чтобы вспомнить о святой Ксении и сопроводить этим помазанием свою молитву.
Можно, если что-то болит, также крестообразно помазывать елеем свое больное место, но не просто так, а молясь святой Ксении о том, чтобы она попросила Бога о помощи Вам (или тому человеку, у которого болит в недуге.
Освященное масло обычно хранят в уголке вместе с иконами, если такового нет, можно держать его где угодно, а также носить с собой (только убедитесь, что сосуд, в котором содержится масло, надежно закрыт и масло не разольется). С Богом!
Соборование правильно называть Таинством Елеосвящения. В «Православном катехизисе» определение данного Таинства звучит так: «Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем (освящённым растительным маслом) призывается на больного Божия благодать, исцеляющая душевные и телесные болезни».
Так как человек – духовно-материальное существо, во всех Таинствах есть видимая их сторона – вещество Таинства. В Таинстве Елеосвящения (Соборования) таким веществом являются елей и вино. Основания этому имеются в Святом Евангелии: «Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10:33, 34). И в Послании святого апостола Иакова, брата Господня: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14, 15).
Вспомним также, что одно из качеств святыни – её отделенность от мира. Храм – святыня, он отделяется от мира. Служители Церкви – священнослужители – посредством Таинства Рукоположения также отделяются от мира. Хлеб, вино и вода, принесенные для Таинства Причащения, тоже отделяются от мира. Поэтому кощунственно и невозможно представить, чтобы Тело и Кровь Христовы использовались для бытовых целей. Или, к примеру, священнические одежды. Или святая вода.
Но почему-то об освященном елее и вине для Таинства Елеосвящения у некоторых христиан другие представления. Иногда смотришь, как люди приносят литр масла на соборование для себя или даже два. И удивляешься: зачем тебе столько святого елея? Ты его и за пять лет не вымажешь и не используешь! Потом опять же возникают вопросы: «Батюшка, а что делать? У меня еще с прошлого соборования (год назад) осталось». Некоторые и вовсе идут дальше. Они этот елей добавляют в пищу (в каши, салаты) как обычное подсолнечное масло. Но ведь это святотатство! Это осквернение святыни! В этом нужно обязательно исповедоваться.
В «Настольной книге священнослужителя» так сказано о веществе Таинства Елеосвящения: «Оставшиеся после совершения Таинства стручцы΄, пшеницу и елей сжигают в церкви в жаровне, где приготовляется фимиам к каждению. Остатки святого елея можно возжигать также в лампаде перед иконой». Всё. Оно даже домой не забирается.
Поэтому не будем маловерными, но будем верными. Как написано в той же «Настольной книге священнослужителя»: «Принявший его (Таинство Елеосвящения. – Прим. авт.) благоговейно трижды покланяется совершителям, говоря из глубины сокрушенного сердца: “Благословите, отцы святии (или: отче святый) и простите мя, грешнаго (грешную)ˮ (трижды). Получив иерейское благословение, отходит, благодаря Бога».
Если над нами совершилось Таинство Елеосвящения, нам более уже ничего не нужно. Мы получили сугубую Божию благодать для исцеления и для жизни. Будем же смиренно, благоговейно, со страхом Божиим и радостно принимать её, отдавая себя, свое тело и душу Всемилостивому Господу и уповая на Его святую волю касательно нас.
Иерей Андрей Чиженко
Освященное масло Вы можете хранить рядом с иконами, отдельно от бытовых предметов. Что касается употребления, то им можно с благоговением помазывать крестообразно лоб или какую-либо другую часть тела, если она беспокоит; можно вылить елей в лампадку перед иконами; если мы уверены, что это растительное масло, можно добавить его в пищу. Молиться Вы можете своими словами, а можете воспользоваться составленными ранее молитвами. Специальной молитвы для этого не предусмотрено – можно читать «Отче наш». Главное – благоговейное отношение к святыне и искренняя вера.