«Как возник обычай возжигать свечи и лампады?»
«Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, — говорил учитель Церкви Тертуллиан, — но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, — литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа — свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме»
Макарий (Веретенников) (1951), архимандрит, советский и российский историк-медиевист, профессор Московской духовной академии, доктор церковной истории.
«Некоторые свечи, возжигаемые во время богослужения, имеют особое значение в жизни христианина. Это венчальные свечи и свечи, горевшие во время чтения двенадцати Евангелий в Великий четверток. “У русских верующих людей издавна принято нести в дом свой зажжённую свечу от утрени Страстей, начертывая ею крест на дверях своих в воспоминание страданий Господа и в знак ограждения от приражений зла»
Никанор (Бровкович) (1826-1890), архиепископ Херсонский и Одесский, доктор богословия, духовный писатель, философ.
«Что такое восковая церковная свечка? Откуда она?»
«Рядом с оливковым елеем восковая свечка сохраняет от святых апостолов преданное ей исключительное право освещать своим чистым, кротким светом святые храмы Православной Церкви и до сего дня. Она же, чистая восковая свечка, доныне же сохраняет от апостолов полученное, пока еще неотъемлемое, пока еще поощряемое законодательством право быть и самой главной жертвой благочестивых душ на храм Господень, на Церковь Божию»
Роман (Кропотов) (1954), иеромонах, насельник Свято-Пафнутьева Боровского мужского монастыря в Калужской области, поэт, автор стихов и духовных песнопений, член Союза писателей России.
«Свечи в храме: что говорит Типикон»
«Таким образом, можно увидеть, что процесс использования свечей за богослужением весьма динамичен. Свечи то зажигаются, то гасятся по несколько раз за богослужение. Это важно помнить тем, кто считает, что погасить свечу во время богослужения грешно, и обижается, когда гасят его свечу. Важно понимать, что свечи – не самостоятельный атрибут в храме. Они – неотъемлемая часть всего богослужебного действа, и используются они в контексте этого действа. Как паникадила не горят всю службу, но гасятся в определенные моменты богослужения, точно так же и свечи, использование которых имеет свой смысл и символизм. Именно в духе этого символизма и духовного смысла и был составлен Устав»