Протоиерей Григорий Дьяченко «Святая вода Богоявленская»

Вода, освященная троекратным погружением в ней святого животворящего креста в праздник Богоявления, называется святою Богоявленскою водою. Ей приписывается особенная сила и важность. По свидетельству св. Златоуста, она «никогда не портится в домах верующих и берегущих ее, как святыню, с уважением». Этого не может быть с обыкновенною, простою, неосвященною водою, что могут подтвердить на опыте и ныне все благочестивые христиане.

Вода богоявленская так важна и так необходима для всех христиан, что они непременно должны иметь ее в своих домах для освящения ею себя и своих грешных жилищ, и для употребления оной прежде вкушения обыкновенной пищи и пития, для сохранения себя в здравии и для избавления себя от различных недугов и болезней. Даже были многократные примеры и того, что некоторые несчастные, подверженные сильному пьянству или запою, а также одержимые припадками и беснованием, после долговременного (например шестинедельного) употребления этой богоявленской воды, натощак, по вере в чудодейственную ее силу, исцелялись навсегда от своих страшных недугов.

Самое вкушение этой воды в церковных книгах называется причащением, конечно не в том смысле, чтоб оно могло иметь такую же божественную силу, как самое причащение тела и крови Иисуса Христа, но в том, что для некоторых лиц, за тяжкие грехи отлученных от св. причащения, она назначалась вместо самого причащения святых Христовых тайн. А в местах, отдаленных от храма, в случаях смертной опасности, эта вода, называемая по-гречески агиасмою, т. е. святынею, не без особенной пользы и отрады для души умирающего может быть ему преподаваема, вместе с пасхальным артосом, или отдельно, как напоминание о святом причащении.

Но не выведите отсюда того заключения, будто и во всех других случаях можно заменять святое причащения тела и крови Христовой этою водою, как это силятся доказать наши раскольники, не имеющие возможности, при своем самовольном отступлении от святой церкви, причащаться святых Христовых тайн. Важна и свята богоявленская вода, но, во всяком случае, она никогда не может заменить св. приобщение великих, пренебесных, святых божественных Христовых тайн. Она должна быть нами употребляема в той уверенности, что она служит: «к избавлению грехов, исцелению души и тела, и на всякую пользу изрядную, и отгнанию всякого навета видимых и невидимых врагов», как и говорит нам это святая церковь, освящающая эту воду благодатию Святаго Духа.

Некоторые, в самую полночь, почерпают воду из рек или источников и, смешивая ее вместе с освященною накануне, или в самый день Крещения, водою, также хранят ее благоговейно, для священного употребления. Обычай почерпать воду в полночь, накануне Богоявления, имеет то основание, что Спаситель, по преданию, крестился от Иоанна именно в полночь, как такое для нас знаменательное время, в которое совершились и многие другие события ветхого и Нового Завета. На основании этого предания, и доселе Иерусалимские христиане, из местных жителей и путешественников – богомольцев, приходящих на поклонение святым местам, с вечера, накануне праздника Богоявления, на реке Иордане, близ того места, где, по преданию, крестился Иисус Христос, собираются, в огромном множестве, с зажженными свещами и с священными песнопениями. И дожидаются, пока, в самую полночь, начнется великое водоосвящение, с троекратным погружением креста, после чего все наперерыв спешат взять себе святой воды и сами погрузиться в священных струях священной реки. На основании этого предания, еще во времена святого Златоуста, тоже был обычай у христиан и в прочих реках и источниках почерпать воду в полночь на Богоявление, и сохранять ее, как святыню, для употребления в течение целого года.

Но, хваля добрые обычаи христиан, сохранившиеся до сего времени от древних времен, мы, к прискорбью, должны заметить, что некоторые из христиан, и особенно простых, необразованных людей, мало понимают святость и силу этой богоявленской воды и не умеют обходиться с нею, как с великою святынею. Так, иные, в навечерие Богоявления, не дожидаясь окончания богослужения, с шумом и криком бросаются черпать ее без всякого благоговения и страха Божия. При этом многие друг друга толкают, друг у друга разбивают сосуды в безпорядочной толпе и проливают святую воду понапрасну. И отсюда происходит между ними то страшная давка, то даже открытая брань.

Христиане православные! Устрашитесь Божия гнева за такое поругание святой богоявленской воды и за такое страшное поругание святого храма, который обращается вами, в это время, не в дом молитвы, а в вертеп разбойников (Мк.11:17). Именем св. церкви всех вас прошу: после окончания великого освящения воды, когда будете почерпать освященную воду, помните, что это – святыня, которую нужно брать с благоговением и страхом Божиим, не бросаясь и не толкаясь в шумном безпорядке. Иначе, благодать Божия, которую мы призываем на эту воду молитвами св. церкви, отступит от ваших сердец! И самая святая вода, добытая вами с насилием, шумом и обидою ближнего, как и всякая святыня, при таких условиях, обратится для вас, вместо здравия души и тела, только в осуждение от Бога и добрых людей. Не скверните того, что Сам Бог освятил, почерпите воду с веселием (Ис.12:3), – в тишине души и тела, и с полным благоговением! Нет особенной нужды набирать воды более надлежащего. В случае ее умаления, она может быть разбавлена и простою, чистою, или в другое время освященною водою, не теряя чрез то своей благодатной силы, даже и в малейших ее каплях.

Источник: Праздничный отдых христианина Собрание общедоступных духовно-назидательных рассказов и размышлений, расположенных применительно к еванг. воскрес. и празднич. чтениям целого года : В 2 ч. / Сост. свящ., магистр богословия Григорий Дьяченко. — Москва : Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1900. — 918 (Азбука.ру).

Ошибка в тексте